furlus: (пикассо)
[personal profile] furlus
Память моя - никуда! Осенью 70-го или весной 71-го была свадьба моей кузины с Сашей? Перед свадьбой Саша перевозил во Внуково, где жила моя кузина с мамой и бабушкой, свои книги. Я ему помогал. В благодарность за помощь Саша подарил мне полтора-два десятка книг. На книгах был экслибрис "Из книг Марка Хейфица". Почти исключительно это была поэзия. Книги эти разбросаны в моей библиотеке, а надо бы - для себя - составить их перечень. Сейчас нашел том Дмитрия Минаева 1947 года издания ( первое издание Библиотеки поэта; кажется, Минаева не переиздавали; Саша его любил и привил эту любовь мне ), прекрасный сборник Гёльдерлина, книжку лирики Эйхендорфа в переводе Поэля Карпа ( П.Карп был не только переводчиком, но и специалистом по балету, а в годы перестройки стал замечательным публицистом - его статьи печатались в "Книжном обозрении"; жив ли он? )... Подарил мне Саша также сборник Давида Самойлова ( он сейчас у старшей дочери ). Вообще Саша открыл мне поэзию Самойлова, который стал одним из любимейших моих поэтов ( а до этого я из современников читал и - как меняются вкусы! - ценил только Евтушенко и Вознесенского ). Вспоминаю, что еще раньше Саша подарил мне двухтомник Жана Ануйя...
Я был свидетелем на их бракосочетании, причем свидетелем со стороны Саши. Свадьба была буйная и веселая. Я сильно выпил, чему не могло помешать присутствие родителей. На этой свадьбе со мной случилась курьезная история.
Я учился тогда на первом курсе истфака МГУ. Конечно, меня не мучили мысли о дальнейшей карьере, но когда мне сказали, что на свадьбе будет сашин родственник, историк, занимающий какую-то хорошую должность, который может поспособствовать моему устройству на работу - по окончании университета, меня это известие заинтересовало. Родственнику обо мне рассказали, и он выразил желание со мной познакомиться. Он подошел ко мне на свадьбе, когда я был уже очень хорош. Я сидел на столе и слушал пение подвыпивших гостей. Сашин родственник сел рядом - тоже на стол - и сказал нарочито дружелюбным тоном: "Мы с вами, кажется, коллеги". Я что-то пробормотал в ответ. "Это так здорово, что вы смогли поступить на истфак! Вероятно, большинство ваших одноклассников не прошло в ВУЗ?" - "Да нет, прошли почти все." - "И куда же они поступили?" - "Да кто куда: в МГУ, в Иняз - я ведь французскую школу закончил, в МГИМО..." - "В МГИМО?! Какие способные ребята!" -"Еще чего, способные! Как же...", - возмутился я. "Но ведь поступить в МГИМО трудно!" - "Конечно трудно! Ну так поступили детки дипломатов. Туда ведь без блата не поступишь". - "Вы уверены?" - "Конечно уверен!, - тут я разошелся, - в МГИМО в основном учится блатная бездарь!" Тема мне показалась богатой, и я стал с жаром ее развивать, однако неожиданно обнаружил, что говорю в пустоту: мой собеседник внезапно испарился. "Ну и черт с тобой!", - подумал я и сосредоточился на песнях - блатных, но в другом значении этого слова. На следующий день я вспомнил странное поведение сашиного родственника и спросил ( не помню уже у кого ), какой ВУЗ он заканчивал. "МГИМО. Разве мы тебе не говорили?"
Жили они очень хорошо. В апреле 72-го родился сын - Илья. В 1974 Саша устроился на работу в музей Мураново ( собственно с этого времени он стал всерьез заниматься Тютчевым ). Я приезжал в Мураново, один или с друзьями. Цам царил какой-то праздничный дух. А Саша всегда оказывался душой компании. Именно тогда он сочинил частушки мурановского цикла, которые исполнял под гитару. Приведу одну из них:
Как-то раз заехал Пушкин
в гости к Боратынскому...
Век спустя товарищ Сталин
заходил к Дзержинскому.
Особенно мне памятны встреча в Мураново нового - 1976 - года ( в лесу под елью, а потом - езда на санях; впрочем от некоторых эпизодов этого празднования у меня остался дурной осадок, но писать об этом не буду ) и поездка туда 8 марта 1978 - с друзьями и будущей женой: вот было веселье!
Саша познакомился с моими друзьями-однокурсниками на моих днях рождения: он со своей гитарой был на них незаменим. Однако по настоящему подружился он с ними ( особенно с Гиви Курбаши ) после поездки на Селигер в августе 1977 года. Я не помню, когда Саша с моей кузиной открыли Селигер и стали ездить туда каждое лето ( я-то там был в первый раз с родителями еще в 1968, и он меня потряс ). Он стал подлинным фанатом Селигера и ездил туда до самой смерти...
А летом 1977 мы с Гиви Курбаши, Пицем и Алешей З. - не без сашиного и кузининого совета - решили туда поехать ( я писал об этом в цикле об Оле К. ). Саша с женой и их компанией уехал недели за две до нас, и мы дооворились, что в определенный день и час он встретит нас на пристани Ниловой пустыни и отвезет на остров Хачин, где они стояли лагерем. Мы приехали поездом в Осташков, оттуда катером - в Нилову пустынь, и стали ждать. Мобильников тогда не было и в помине, и я, грешным делом, волновался, не забудет ли Саша нас встретить и не перепутает ли он время. В назначенный час Саша не появился и я загрустил. Однако минуты через четыре я увидел чуть ли не на горизонте медленно приближавшуюся к нам по озеру точку. Сердце у меня учащенно забилось: я сразу понял, что это Саша. Он посадил нас в лодку и повез на прекрасный остров с его десятью или двенадцатью внутренними озерами. Я оценил еще одно качество Николаева - надежность.
Продолжение следует.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting
Page generated Aug. 1st, 2025 07:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios