furlus: (Default)
furlus ([personal profile] furlus) wrote2009-09-03 01:47 am

Накипело.

Я не люблю писать о политике и считаю свой журнал неполитическим. Но в то же время не исключаю ее полностью, как не чураюсь вообще каких-либо тем. К сожалению, каждый раз как я затрагивал политические или острые исторические сюжеты, на меня накидывались, часто достаточно злобно. Но это нормально, вероятно.
Так вот, о спорах последнего времени. Я, вероятно, человек ХХ столетия и чужд "переоценке ценностей", обычно сводящейся к примитивному утверждению: "Все - говно, поэтому не будем стыдиться, что и мы тоже - говно".
В последнее время среди жж-юзеров распространилась новая форма "ревизионизма". Объясню: ревизионизмом принято называть отрицание или преуменьшение масштабов Холокоста и вообще нацистских злодеяний. Его изощренная форма - отрицание уникальности Холокоста, приравнивание его к многим другим злодеяниям, таким, как истребление североамериканских индейцев, ряда африканских племен и т.д.
"Новый", или наш отечественный ревизионизм направлен на отрицание или на преуменьшение злодеяний сталинизма. И это при том, что классический ревизионизм у нас тоже достаточно распространен - и на "идейном", даже "конептуальном" уровне, и на уровне нерефлексивном, бытовом ( я как-то напомнил в жж о коллаборационизме Кнута Гамсуна и получил кучу комментариев юных френдов, пытавшихся понять и оправдать Гамсуна и утверждавших, что бытовые подлости не лучше нацистских зверств ).
Особенно забавно ( на самом деле печально ) наблюдать за полемикой друг с другом "классических" и "новых" ревизионистов.
А теперь выскажу догматически несколько тезисов, являющихся аксиомами моего мировоззрения, заранее зная, что подставляюсь:
1. Тоталитаризм - вполне реальный феномен истории ХХ века ( и, увы, XXI тоже ).
2. В наибольшей степени тоталитаризм был воплощен в германском нацизме и сталинизме с его наследниками ( режим Энвера Ходжи в Албании, режим Пол Пота в Кампучии, режим Ким Ир Сена-Ким Чен Ира в Северной Корее и т. п. ). При всех различиях нацизма и сталинизма ( а различия эти проявлялись преимущественно в сфере эстетической ) - это разновидности одного феномена.
3. Авторитарные, да и демократические режимы совершали в прошедем столетии и совершают в нынешнем разного рода преступления, но по масштабам и последстиям они не идут в сравнение с злодеяниями тоталитаризма.
Dixi.
И в связи с вышесказанным - о пакте Молотова-Риббентропа и о виновниках развязывания Второй мировой войны.
Но сначала должен сказать следующее. Я родился через семь с половиной лет после окончания войны. Сейчас я понимаю, какой это небольшой срок. Память о войне была живой и раны не затянулись. В марте 45 погиб на фронте мамин старший брат, в честь которого меня назвали. И у меня - даже на дорефлексивном уровне - абсолютное убеждение в нашей правоте в войне с гитлеровской Германией и абсолютное же неприятие любых форм коллаборационизма, чем бы они не оправдывались.
И тем более для меня неприемлемы любые недомолвки в этом вопросе. С сентября 1939 года по июнь 1941 СССР фактически выступал союзником Германии, поддерживая ресурсами, оборудованием, а в "польском походе" и военной силой. Нет никакого основания ставить на одну доску пакт Молотова-Риббентропа и Мюнхенский договор. Мюнхен был крайним выражением позорной политики умиротворения агрессора, однако Англия и Франция не договаривались с Германией о разделе мира или хотя бы о расчленении Чехословакии в свою пользу. А Риббентроп с Молотовым договорились о разделе Польши, о передаче Советскому Союзу независимых государств Балтии, об аннексии Бессарабии. Ответственность Чемберлена и Даладье за скатывание Европы к войне очевидна, но агрессорами, развязавшими войну, были Гитлер и Сталин.
Постыдны попытки современной российской пропаганды переложить ответственность на Польшу. Да, Польша не была невинной овечкой ( а они вообще встречаются в истории? ). Участие Польши в расчленении Чехословакии является преступлением ( но Качиньский нашел мужество признать это ), но это не влияет на оценку советского вторжения 17 сентября как преступного. Бек встречался с Гитлером? Гитлер предлагал Польше союз против СССР? И что, этот союз осуществился? Польша напала на СССР? Или всё же Советский Союз нанес удар в спину Польше? Может, следует напомнить о "параде победы" в Бресте, о том, что на советских картах 39-41 годов на месте Польши писали "Область государственных интересов Германии?" О тосте Сталина, сказавшего: "Мы знаем, как немецкий народ любит своего фюрера"? Процитировать "Политический словарь" 1940 года, в котором было написано, что Англия и Франция являются агрессорами, напавшими на Германию? Вспомнить, что людей у нас в то время отправляли в лагеря за антигерманскую пропаганду?
Но это было не только преступление. Это была ошибка. Мы не подготовились к войне. Мы понесли страшные человеческие потери и оставили территории, равные нескольким Франциям.
Стыдно, господа!

[identity profile] kucyj-davic.livejournal.com 2009-09-02 10:23 pm (UTC)(link)
Интересный пост, Николай Витальевич.
Поддерживаю Вас.
Лехаим!

[identity profile] berggeist.livejournal.com 2009-09-02 10:30 pm (UTC)(link)
Хорошо написано и очень важно. Согласен полностью.

[identity profile] shenbuv.livejournal.com 2009-09-03 12:03 am (UTC)(link)
Подписываюсь под каждым словом.

[identity profile] abu-pinhus.livejournal.com 2009-09-03 02:27 am (UTC)(link)
Согласен!

"Все - говно" :)

[identity profile] london-observer.livejournal.com 2009-09-03 04:00 am (UTC)(link)
----

Не согласен, г. - это не все, только часть...

Пожалуйста, не забываем, что в части западных обществ
поражение нацистов во 2-й МВ ощущается как оскорбление /
поражение самого запада же.

[ Это неправильно, что немытая орда одержала победу над
просвещенными / белыми европейцами, пусть даже они немного
заблуждались. ]

Здесь многое идёт «от живота», из коллективного
бессознательного.

Отсюда некоторые реакции на фрустрацию: вытеснение и перенесение
(replacement),

включая публикации резолюции, «мнения исторические исследования»,
пересчеты, интервью. Новые подробности :)

[identity profile] ermite-17.livejournal.com 2009-09-03 05:37 am (UTC)(link)
Преступления авторитарных и демократических режимов продиктованы рациональными, посюсторонними мотивами. Преступления тоталитарных режимов иррациональны, поскольку тоталитарный режим есть религиозный культ, а массовые убийства - своего рода жертвоприношения. Жестокость придает этим режимам некую демоническую энергию, высвобождает силы, позволяющие удержаться у власти и успешно достигать целей в условиях ими же созданной катастрофы (революции, гражданской войны, массового террора, военного поражения и т.д.). Тоталитарные режимы - религиозное явление, и отвращение к ним - также явление этическое и религиозное. Поэтому доказывать, что тоталитарные режимы неэффективны, иррациональны, что они влекут чудовищные жертвы, часто бывает бесполезно. Людей с поврежденной моралью, слабых людей именно это в них притягивает. Языческий культ иррациональной природной стихии, которая не разбирает правого и виновного - как землетрясение, цунами, эпидемия.

[identity profile] furlus.livejournal.com 2009-09-03 07:17 pm (UTC)(link)
Согласен с Вами.

[identity profile] solntseva.livejournal.com 2009-09-03 06:31 am (UTC)(link)
Большое спасибо. Мне ваш пост помог уложить в голове то, что я чувствую, но не сумела бы так ясно и просто сформулировать.

[identity profile] la-7.livejournal.com 2009-09-03 11:51 am (UTC)(link)
Я позавчера за завтраком слушала по радио эту новую версию "партии и правительства" про причины 2-й Мировой - Польша теперь действительно главный виновник, пакт Молотова-Риббентропа - цветочки по сравнению с коварным Мюнхенским договором, да и вообще Сталин сам, оказывается, жертва - очень, очень его жестокие поляки смущали. Я, конечно, утрирую, но, ей-богу, не могу относиться с уважением к этому бреду, выдаваемому к тому же безапелляционным тоном. Я чуть кофе не пролила от недоумения и возмущения.
Так что понимаю вас очень хорошо.
Спасибо за пост.

(Anonymous) 2009-09-03 03:46 pm (UTC)(link)
На мой взгляд,-очень достойный пост, хотя с Чехией малость передёрнули. Её в Мюнхене "сдали" вполне отчётливо.
С уважением АМ

[identity profile] furlus.livejournal.com 2009-09-03 07:18 pm (UTC)(link)
Конечно, сдали! Но не разделили как Германия и СССР Польшу.
Кстати, кто Вы?

[identity profile] zoa-mel-gustar.livejournal.com 2009-09-03 08:28 pm (UTC)(link)
Искренне не вижу, с чем тут можно спорить и в каком смысле вы подставляетесь. Всё сказанное кажется достаточно очевидным и бесспорным. (Разумеется, есть некоторое количество людей, пытающихся оспаривать и это, но они столь же очевидно и несомненно вполне неадекватны)

[identity profile] not-to-get-it.livejournal.com 2009-09-03 08:28 pm (UTC)(link)
Это был реальный разговор:
Он - учитель истории в школе.
Я ему: "А правда, что теперь в школе принято детям внушать,
что "Сталин - успешный менеджер?"
Он: "Да, я так и считаю. Петр I, тоже оценивается позитивно, с гордостью, а какой ценой, вроде как и неважно".
Мне стало противно, да и хлесткого аргумента сразу не нашлось.

спасибо)

[identity profile] ylo4ka.livejournal.com 2009-09-03 08:42 pm (UTC)(link)
согласна. тяжко. но наш народ и погибал за ту же самую Польшу при ее освобождении. ее поделили, а потом на этой земле умирали чьи-то старшие братья, отцы и мужья. а сегодня поляки многие, особенно молодое поколение, не хотят знать об этом, о празднике победы, отрицают его, чуть ли не презирая. история пишется вчера одними заинтересованными людьми "по-нашенски", а там им рассказывают другое. и думает поэтому большинство, отталкиваясь от существующих настроение в обществе и в зависимости от состояния общества, в котором они пребывают. нормально ли говорить, что, мол, ребята оставили бы вы нас в покое давно, быть может, с Германией бы нам слаще жилось, имея при этом на территории своей страны конц.лагеря, куда люди приезжают и фотографии на память делают "я на фоне печи", а теперь "я около барака", годится? так что же про нас то говорить...так где же правда то на самом деле...? принимаю каждое ваше слово, но люди продолжают гибнуть, и людей продолжают мясом считать. тоталитаризм или демократизм.... слова! им выгодно - ответ!